Готов ли Ваш ребенок к школе?
В период предшествующий поступлению ребенка в школу взрослые начинают задумываться о том, готов ли он к таким глобальным изменениям в своей жизни, как помочь ему подготовиться к школе. Начинают искать ответы на вопрос что же вообще такое «готовность ребёнка к школе»?
Понятие это совсем не простое. Оно включает в себя целый комплекс умений, навыков, качеств и способносией которыми ко времени поступления в школу ребенку было бы хорошо овладеть. Этот набор в итоге поспособствует лёгкой адаптации, сделают ребёнка более успешным в новой ситуации и он будет удовлетворён своим новым статусом — школьник.
Итак, говоря о готовности к школе, подразумевается целая совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, которые в итоге помогут ребёнку наиболее легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь. А что же обычно подразумевают специалисты под вышеобозначенными качествами?
1. Интеллектуальная готовность.
Под интеллектуальной готовностью многие родители ошибочно подразумевают умение читать слова, считать, писать буквы. На самом деле интеллектуально готовый ребёнок – это в первую очередь ребёнок, обладающий любознательностью и пытливым умом. Познавательная
активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот те интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребёнку овладеть школьными дисциплинами. Это его главные сподвижники и помощники в такой нелегкой и новой для него учебной деятельности.
2. Социальная готовность – это те навыки и умения, которые позволят ребёнку комфортно сосуществовать в коллективе. Это способность влиться в коллектив, умение принять его правила и законы. Это умение свои желания и интересы соотносить с потребностями и интересами других членов коллектива. Это умение налаживать отношения со взрослыми. Будущий ученик не должен бояться отвечать на
вопросы учителя и не одного, а нескольких, и не похожих друг на друга, а очень разных самому задавать вопросы, если что-то не понятно, уметь попросить о помощи, высказать свою точку зрения.
3. Личностная готовность. Личностная готовность – это наличие у ребёнка личностных качеств, которые помогут прочувствовать свое новое положение, понять свою новую социальную роль — роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни, иметь новый уровень свободы и ответственности. Его уже не удовлетворяет положение детсадовского малыша – он равняется на старших детей. Появление такого
нового самосознания сигнализирует о готовности ребёнка к новой общественной роли – позиции «школьника».
В этот блок включаются такие личностные образования, как:
— способность к адекватной самооценке.
Это умение ребёнка оценить себя, более или менее реалистично, не впадая в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к адекватному оцениванию самого себя — это старт к появлению умения оценивать свои способности, степень усвоения учебных дисциплин.
— умение соподчинять мотивы поведения.
Это когда ребёнок понимает необходимость сначала сделать уроки, а потом уже играть в любимые игры, то есть мотив «быть хорошим учеником» главенствует над мотивом «получить удовольствие от игры». Хотя стоит реально оценивать возможности ребёнка и не требовать от него слишком многого в этом плане, так как на этом возрастном этапе не может быть стойкого приоритета учебного мотива над игровым. Он формируется в течение первых 2-3 лет учебы в школе.
Подводя итог вышесказанному делаем вывод, что для успешного вхождения в новую реальность ребенку необходимо овладеть целым набором качеств, тесно взаимосвязанных и переплетенных между собой.
В связи с этим современное определение понятия «готовность к школе» учитывает как внешние , так и внутренние факторы флрмировпния этих качеств и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей».
К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе. Если у ребёнка хорошо развита речь, то есть он в принципе умеет хорошо говорить и понимает услышанное, это еще не значит, что у него развиты коммуникативные навыки— важнейшее свойство, необходимое человеку в условиях современной
жизни. Например, в ситуации большого класса он может вдруг потерять дар речи и, выйдя к доске, не сможет связать и двух слов. Такое часто бывает и со взрослыми. Значит, он не готов говорить перед группой людей, его речевых способностей, пусть и хорошо развитых, недостаточно, чтобы в данной, конкретной ситуации успешно общаться. Оказывается, что для того, чтобы речевые способности смогли проявиться в различных ситуациях конкретного общения в жизни, необходимо сочетание развитости речи с эмоциональной стабильностью, развитием воли (с умением преодолеть свою неуверенность, страх), должна быть также сформирована потребность выражать свои мысли и чувства.
Получается, что готовность к школе –
это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребёнка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребёнок в семье и других социальных группах. И хочется напомнить, что во власти именно самых близких взрослых создавать эти благоприятные условия для полноценного и успешного развития ребёнка.